BMW M5: гонка вооружений
Тяжело быть историком. Факты фактами, а взять и объявить – такое-то событие произошло тогда-то – требует не только знаний, но и воли. Все равно что поставить жирную точку в конце. Пример?
БМВ-М5 ведет родословную с августа 1988 года, а все, что было до этого, не считается. Хотя БМВ-535i, БМВ-2500 – все это старая идея «большого мотора» в комфортном седане, но история М5 – нечто иное….
У первого БМВ-М5 было всего 3,5 л, шесть цилиндров и 315 л.с. – для конца восьмидесятых это впечатляющие цифры. После «апгрейда» в 1992 году сил стало 340. А спустя еще шесть лет новое поколение БМВ-М5 оснастили V-образной «восьмеркой» мощностью 400 л.с.
Именно такой автомобиль побывал на редакционном тесте три года назад. Тогда большой комфортабельный седан успешно преодолел 1 км с места меньше чем за 25 секунд – это граница, которая условно отделяет просто быстрые машины от суперкаров. Отличное шасси БМВ пятой серии, пятилитровый мотор в 400 «лошадей». Казалось, нужно ли дальше наращивать вооружение? …За окнами снова поздняя осень и первые морозы. На редакционном дворе новый БМВ-М5. Только бы успеть оценить динамику самой мощной «пятерки», пока на дороги полигона не лег снег! Ведь теперь под капотом на 100 с лишним сил и два цилиндра больше.
…И НИКАКОГО НАДДУВА!
Только о моторе БМВ-М5 можно рассказывать до конца журнала. Очень редко двигатель для «топового» автомобиля создают с нуля, однако этот ничего общего с ранее выпущенными моторами БМВ не имеет. Сам подход спортивного подразделения БМВ «Моторшпорт» к созданию двигателей исключает «грубую мощь». Никакого наддува, только высокооборотные бензиновые моторы с индивидуальными дроссельными заслонками для моментального отклика на педаль. Изменяемые фазы, настроенный выпуск, регулируемый впуск, сложнейшая система смазки, гарантирующая отсутствие «масляного голодания» при перегрузках 1,2 g…
Десять цилиндров нового двигателя БМВ-М5 – не прихоть конструктора, а необходимость. При пятилитровом объеме и ограничении на 8250 об/мин он выдает максимальную мощность при 7750 об/мин. С восемью цилиндрами средняя скорость поршней перевалила бы за 25 м/с – на сегодняшний день это технологический предел для надежного мотора, пригодного к длительной эксплуатации.
С одного литра рабочего объема получают крутящий момент 104 Н.м – попробуйте отыскать безнаддувный мотор с такими характеристиками! Максимум момента – после шести тысяч, но насчет нехватки тяги на малых оборотах волноваться не стоит: 5 литров «не везти» не могут…
ПРОБУЖДЕНИЕ
Поворачивая ключ (да, самый обычный ключ), я ожидал столь же обычного пуска. Неожиданно раскатистый рокот в салоне и высокие, почти 2000, обороты поначалу удивили. Но когда послушал мотор снаружи…. Вы когда-нибудь были на репетиции большого симфонического оркестра? Звуки, которые издает двигатель М5 сразу после холодного пуска, можно сравнить только с пробой духовых. От силы минута, и обороты падают, слышно лишь басовитое бормотание сонного мотора.
Голос М5 вообще на редкость запоминающийся. Поскольку искровые промежутки «десятки» с углом развала цилиндров 90° неравномерны, одинаковые «ноты» получаются лишь на каждом пятом обороте двигателя, что добавляет его хрипловатому рокоту медленную низкочастотную пульсацию. Узнать вокалиста сможет каждый – настоящий «высший пилотаж» доводки!
«ДИНАМА»
На жаргоне испытателей это динамометрическая дорога автополигона – так короче. На улице все-таки +1, но сухо. Проводить замеры при такой температуре не полагается, но назавтра уже обещают снег…
«Сел и поехал» – это не про М5. Здесь требуется настроить под себя все: от жесткости боковых упоров сиденья с пневмоэлементами до режима работы амортизаторов и отклика двигателя на педаль. Кстати, в стандартном режиме под капотом не 507, а только 400 «лошадей». Чтобы бросить в атаку резервный эскадрон, надо нажать кнопку «Power». А чтобы вызвать полный набор спортивных настроек – «М» на руле.
Холодный воздух помог бы поставить рекорд мотору с турбонаддувом, но для БМВ-М5 решающим, похоже, стало сцепление колес с дорогой. Широченные «Континенталь Спортконтакт 2» 285/35R19 при отключенной противобуксовочной системе истираются в дым даже на третьей передаче. Под фортиссимо четырех выхлопных труб черный БМВ раз за разом штурмует рекордные показатели. Паспортные 4,7 с до сотни не даются. Впрочем, обижаться на приборы не стоит: чуть больше пяти секунд до 100 км/ч, две сотни за 14 с и упор в 260 км/ч (спидометр показывает 270) менее чем через 25 секунд после старта. По сравнению с прежней версией БМВ-М5 удалось сбросить 0,7 с до сотни и полторы секунды на километре с места – есть чем гордиться!
Это самый быстрый автомобиль, когда-либо побывавший на наших тестах. Настолько быстрый, что пятикилометровая дорога для разгона ему не нужна – полутора километров достаточно, чтобы достичь ограниченной «максималки». Для максимально эффективного (и эффектного) старта в трансмиссии БМВ-М5 есть режим «лонч контрол» (Launch Control) – тогда она сама будет переключать передачи на максимальных оборотах и предельно жестко.
Позади ракетные старты и повороты с запредельными ускорениями, шипение сгорающей резины и езда боком. Теперь – строго по правилам. В БМВ-М5 с семиступенчатой коробкой SMG III можно переключать передачи как автоматически, так и рычагами на руле. Не ищите педаль сцепления и обычную кулису – эту коробку передач спроектировали только под автоматизированное управление. Есть шесть автоматических и пять ручных режимов переключения. Самый мягкий «автомат» трогает со второй и переключает в темпе пожилого таксиста, который в промежутках между двойным выжимом затягивается папиросой. Самый «резвый» переключается с заметным рывком и держит пониженные передачи.
Но лишь в ручных режимах БМВ-М5 отвечает ожиданиям – здесь все безукоризненно, включая «перегазовки» на переключении вниз. На этой машине вполне можно ездить и медленно. И даже по не очень хорошей дороге: комфорт подвески в «расслабленном» положении амортизаторов – на уровне рядовых моделей БМВ.
ГДЕ ПРЕДЕЛ?
Кому адресован более чем 500-сильный седан БМВ? Для квалифицированного управления М5 с отключенной электроникой DSC требуется, как минимум, гоночная лицензия класса «С». Здравого водительского смысла и умения корректировать занос недостаточно – скорости не те. Посему рекомендуем не выключать DSC.
«Гонка вооружений» неизбежна. Пускай ее плодами невозможно воспользоваться в повседневных условиях, но само обладание суперавтомобилем практичного формата – безусловный элемент престижа. Цена? 119 тысяч евро (140 тысяч долларов) только за автомобиль. Важно включить в нее и затраты на собственное обучение – иначе выйдет слишком дорого…
P.S. Как нам стало известно, БМВ выпустила специальную программу для М5, подняв планку до 305 км/ч.