«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» — это комедия, в которой звезды Голливуда Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди и Джейсон Шварцман изображают братьев, бегают по Индии с чемоданами от Louis Vuitton и пытаются стать просветленными. Снял картину Уэс Андерсон, в свои 38 лет успевший получить номинацию на «Оскар» за лучший сценарий к «Семейке Тененбаум» и стать одним из любимых режиссеров Мартина Скорсезе.
Трое братьев встречаются на индийском вокзале. Фрэнсис недавно слетел башкой вниз с мотоцикла и чудом избежал смерти, после чего решил «заново обрести» своих братьев, с которыми до этого три года не разговаривал, и отправился с ними в путешествие по Индии. Питер хочет развестись с женой, которая, как назло, оказывается беременной. Джек страдает по своей бывшей подружке. Колоритная троица погружается в спальный вагон индийского поезда и едет навстречу судьбе. Фрэнсис строго планирует путешествие и тиранит всех, указывая им, что есть и в чем спать. Питер огрызается, а Джек пишет роман и говорит, что все события в нем выдуманные, хотя роман, конечно же, о его братьях. Герои курят прямо в купе, у Питера пропадает купленная им в одном из городов ядовитая змея. В конце концов семейку ссаживают с поезда, и они отправляются в местный храм, где живет их постриженная в монахини мать.
«Поезд на Дарджилинг» тянет назвать семейной картиной, однако не в традиционном понимании этого словосочетания. У Андерсона тут все свои: и излюбленная тема непростых родственных отношений, и старый друг Оуэн Уилсон, чей дебют состоялся в андерсоновской «Бутылочной ракете», и Джейсон Шварцман, которого режиссер вытащил на большой экран в «Академии Рашмор», и кочующие из одного андерсоновского фильма в другой Билл Мюррей и Анжелика Хьюстон. Трио Уилсон — Броуди — Шварцман удачно разыгрывает лебедя, рака и щуку, тянущих каждый в свою сторону. Герой Оуэна Уилсона закутан в бинты и щеголяет выбитым зубом и синяком под глазом. Персонаж Броуди надменен, утончен, таскает с собой саквояж умершего отца и, кажется, гордится, что у папы он был любимым ребенком. Джейсон Шварцман грустно шевелит усами и пытается утихомирить разбушевавшихся братьев. Андерсон, пожалуй, один из немногих американских режиссеров, у которого получается юморить не нарочно, а мимоходом и видеть смешное в самых бытовых ситуациях. Братья постоянно встревают в переделки. У одного крадут ботинки, и он разгуливает в нелепых индийских тапках. Во время драки разбрызгивают по купе слезоточивый газ, а затем оказываются посреди Индии с кучей дорогущих чемоданов.
От такого фильма ждешь какого-то особого смысла. Кажется, вот-вот — и Уэс Андерсон сообщит что-то важное: то ли об Индии, то ли о семейных отношениях, то ли о просветлении. Но Индия — всего лишь фон. С отношениями тоже сложно: так, до конца остается непонятным, почему братья не разговаривали три года и почему их мать сбежала от них даже из монастыря. Друг друга они не обретают: прокатившись по индийским ухабам, так и остаются раздражительными и сварливыми. Да и просветления не будет: вряд ли оно случится от мотания по святым местам с дурацким ожерельем из цветов и твердым намерением стать лучше. В то время когда герои «Поезда на Дарджилинг» ищут себя, зрителю остается только наслаждаться этим зрелищем и попадать под обаяние тонкого андерсоновского юмора. В этом и есть основное послание фильма: наслаждение от самого факта бытия, без всяких там высших смыслов.
http://files.cyberpe.org/dl/3316
http://files.cyberpe.org/dl/3317
http://files.cyberpe.org/dl/3318
http://files.cyberpe.org/dl/3320
http://files.cyberpe.org/dl/3321